Томск — один из старейших сибирских городов, а ещё крупный образовательный и научный центр. Его историческую часть — проспект Ленина, улицы Розы Люксембург и Карла Маркса и переулки между ними — сравнивают с Питером. Неудивительно: многое возведено на рубеже XIX–XX веков выпускниками петербургских архитектурных школ. Но главное достояние Томска — деревянное зодчество. Чтобы увидеть лучшие образцы, достаточно углубиться на пару кварталов в сторону от проспекта Ленина. Район Татарская слобода в границах улиц Источной и Максима Горького, улица Кузнецова, улица Красноармейская от проспекта Кирова до улицы Герцена — обязательные элементы туристического маршрута и ключ к разгадке понятия «томское кружево».
Одна из особенностей Томска — странные памятники, Первый встречает уже у вокзала. Это крошечный памятник лягушке-путешественнице. Главное не наступить на него. Высота композиции — всего 44 миллиметра. На камне сидит крошечная бронзовая лягушка, которая задумчиво смотрит в небо. Автор мини-скульптуры Олег Кислицкий решил таким образом отметить заслуги томских путешественников.
Недалеко от памятника лягушке-путешественнице есть забавная композиция того же автора — памятник домашним тапочкам.
Дом с жар-птицами — как из сказки: деревянный, с резными наличниками и карнизами, со свежеотремонтированными красными крышами. Птицы, которыми украшен флигель, стали символом 400-летия города — их можно увидеть на открытках и сувенирах.
Здание похоже на музей или законсервированный памятник, но на самом деле это жилой дом на несколько семей. Исторически дом с жар-птицами — флигель, лишь часть усадьбы Желябо, состоящей из четырёх домов. Два дома — подлинники, ещё два — реконструкция 80-ых годов. Флигель построили во внутреннем дворе в 1903 году по проекту архитектора Федоровского (в то время главного в городе архитектора) для купца Леонтия Желябо. Есть версия, что дом стал свадебным подарком для его дочери.
Яркий представитель деревянного модерна и первый в стране представитель этого стиля — дом, который построил и в котором жил архитектор Андрей Крячков — до того, как уехал в Новосибирск, где он построил едва ли не половину знаковых зданий, сформировав лицо города. До Крячкова никто в Томске не строил асимметричных домов: чего стоит только парадный вход, расположенный сбоку. К тому же, это был первый благоустроенный деревянный дом: с котельной, санузлом и ванной.
Сейчас здесь находится Музей деревянного зодчества, где можно посмотреть мебель и предметы быта XIX–XX веков, макеты деревянных зданий, декоративные элементы — наличники, карнизы и многое другое.
Достопримечательность для внимательных прохожих: в окне своей квартиры на первом этаже томская художница Анна Попова выставляет своих авторских кукол. Впрочем, Анна не любит слово «куклы», предпочитает называть «этих существ» «помощниками». И утверждает, что они сами собой создаются «из бумаги, шёлка, деревяшек, железяк, красок и много из чего ещё (бусины и перламутр, клей и бисер, перышки колибри и старые перчатки, улыбка единорога и пряжка от сундука Заратустры)».
Подробнее об Анне и её помощниках можно прочитать в материале «Томского обзора». Кстати, если вы понравитесь кукле, её можно купить.
Одно из главных общественных пространств города — парк на высоком правом берегу Томи. Со второй половины XVIII века здесь размещались летние лагеря Томского пехотного полка, поэтому для широкой публики место было закрытым.
Военную тематику сад сохранил: сейчас здесь расположен мемориал боевой и трудовой славы томичей: Вечный огонь, скульптура Родины-матери, вручающей оружие сыну, и стелы с именами горожан, погибших в сражениях.
Впрочем, сад предлагает и вполне гражданские развлечения: погулять по парку, покормить совершенно ручных белок и полюбоваться грандиозным видом на Томь.
В этом доме (но, возможно, и в соседнем) жил исследователь Николай Урванцев. Он учился в томском политехе — и геологию выбрал под влиянием профессора Обручева, будущего автора культового романа «Земля Санникова». Сам же Урванцев, возможно,— прототип Манцева из «Гиперболоида инженера Гарина». Именно Урванцев открыл месторождение руд, с которого начался Норильск, нашел почту Амундсена, исследовал острова Северной земли, возглавил первую экспедицию по поиску нефти в Северной Сибири, — а в 1938 году был репрессирован и провел следующие 7 лет в Карлаге и Норильлаге.
За сто лет первый этаж так врос в землю, что стал цоколем. А сам дом пришел в упадок — но попал в программу «Дом за рубль». Рубль — стоимость аренды для инвесторов, обязавшихся реставрировать старинные деревянные дома, так десятки домов обрели хорошие руки. Вот и после реставрации этого дома предприниматели-энтузиасты обещают открыть в нём хостел и кафе.
Обязательный пункт программы в Томске — необычный театр живых кукол. Некоторые вообще приезжают в город только ради него. Найти театр непросто: нужно спуститься от проспекта Ленина до конца улицы Савиных, потом повернуть направо и спуститься по переулку Южному. Это квест, зато в конце ждёт настоящая сказка: деревянная избушка, в которой всё сделано руками создателя театра, от бабушки-куклы, которая встречает гостей, до скамеек и вешалок в гардеробе.
В 2019 году создатель театра Владимир Захаров погиб при пожаре. Но его дело продолжается.
Зал маленький, места не бронируются, поэтому приходите заранее. Фиксированной цены билета нет — после спектакля вы просто кладёте в мешочек кукле-кассиру столько, во сколько вы оцениваете искусство.
Было бы странно побывать в студенческой столице России и не осмотреть первый за Уралом университет. Основанный в 1878 году Александром II как Императорский сибирский университет, он был призван утверждать идеалы науки, образования и культуры в азиатской части страны.
Главный корпус Томского государственного университета находится на проспекте Ленина — он стал одним из символов города. Обязательно погуляйте по корпусу (до 20:00 вход свободный) и Университетской роще: внутри корпуса много музеев — зоологический, минералогический и другие, а в роще можно посмотреть на знаменитых каменных баб (которые на самом деле мужчины) — древнетюркские каменные скульптуры. Им уже более 1000 лет.
Летом 2021 года на стене научной библиотеки Томского государственного университета появилась огромная надпись «Мы — буквы. С нами текст». Это — самая масштабная из работ петербургского художника Владимира Абиха. Фраза отсылает к известному высказыванию Суворова («Мы — русские. С нами Бог») и встроена в городской контекст — ведь она находится на стене библиотеки: хранилища букв и текстов.
Каждый пятый житель Томска — студент, а каждый второй студент — приезжий. Поэтому осенний и летний Томск — это два разных города: с сентября на улицах не протолкнуться, а в июле туристы резонно интересуются: «Где все?». Все началось в 1878 году с основания первого за Уралом университета — Томского императорского. Сейчас вузов в городе шесть, не считая филиалов. Два из них — государственный (ТГУ) и политехнический (ТПУ) — входят в топ-500 лучших в мире.
Университеты — отдельная достопримечательность. Прогуляйтесь по проспекту Ленина от площади Новособорной до Лагерного сада. Слева и справа здесь — учебные корпуса, причем почти каждый — памятник архитектуры. Обязательно загляните в Университетскую рощу: отдохните в тени вековых деревьев, которые вообще-то в Сибири расти не должны, полежите на лавочках в форме геотегов, покормите кедровыми орешками белок — они тут почти ручные.
Центральная площадь города на проспекте Ленина, на которой проходит большая часть городских праздников, а зимой заливают главный ледяной городок.
Здесь же — обязательный для университетского города памятник студенчеству, или памятник святой Татьяне, которую томские студенты периодически заботливо обматывают шарфами.
Недавно здесь провели масштабную реконструкцию: разбили новые клумбы, высадили газоны и деревья, нашли места для киосков со стрифудом.
Дом со звёздами Давида на резных наличниках — деревянная солдатская синагога (и то, и другое — большая редкость).
В 1827 году Николай I издал указ о воинской повинности евреев: с каждой тысячи евреев забирали десяток 12-летних мальчиков (иногда и младше) — на службу сроком в 25 лет. Богатые семьи откупались, были и те, кто крал чужих детей. При обучении маленьких солдат часто насильно склоняли к переходу в христианство, — без этого не было и продвижения по службе. Тех, кто не уступал, называли «закоренелыми евреями». Таким был и инициатор строительства этой синагоги Герцель Цам — редчайший случай, когда еврей сохранил веру, но дослужился до капитана. Синагога построена в 1870-х. Тогда в Томске уже были две синагоги, но, говорят, солдат в них не привечали, — и они построили собственную.
После революции здание стало вначале школой для беспризорных, потом общежитием, потом жильём. В 2018 году аварийное здание передали еврейской общине — теперь оно ждёт реставрации.
Троица напористых братьев-купцов Кухтериных в молодости слыла выпивохами и драчунами, огорчая своим поведением главу клана, Кухтерина-старшего. Зато потом, остепенившись, братья оставили после себя одно из самых красивых кирпичных зданий города, в котором сейчас находится мэрия Томска.
Нарядный красно-песочный особняк не только удачно сочетал черты классицизма, европейского возрождения и барокко, но и содержал множество инноваций, таких как электрическое освещение и паровое отопление. Для Томска 1900 года это было сенсацией.
В самом центре города находится одно из самых важных и интересных, хотя и далеко не самых весёлых мест в Томске — музей НКВД, он же музей истории политических репрессии. Экспозиция небольшая, цена за вход копеечная, на входе часто случаются суровые билетерши, но зайти стоит.
Музей наглядно и очень доходчиво воспроизводит машину массового сталинского террора. Можно пройтись по кабинету следователя, посидеть в настоящей тесной тюремной камере и увидеть вблизи подлинные и убедительные документы о том, как была устроена система репрессий.
Здесь же регулярно проводят неожиданные выставки вроде экспозиции о том, что у советских колхозных лошадей паспорта были, а у самих колхозников — нет.
Здание, украшенное лепниной и орнаментами, в самом центре города — на проспекте Ленина в районе Главпочтамта — было построено в 1906 году. Это одно из немногих зданий в городе, которому удалось сохранить свое изначальное назначение: оно задумывалось под аптечные нужды, — и сейчас в нём располагается «Губернская аптека». Здание полностью выстроено под нужды медицины: на фасаде — змеи с чашами, крупные окна-витрины и строгая лепнина. Внутри обстановка до сих пор аутентичная — сохранилась старинная мебель и декор. А еще там же находится небольшой «Музей аптечного дела», где можно посмотреть старые мензурки и колбы, гирьки, машины для изготовления пилюль и многое другое.
Между проспектом Ленина и Томью лежит один из самых старых и известных районов Томска — Татарская слобода. Здесь сохранились целые улицы исторических деревянных зданий. Главная улица — Татарская. Современная точечная застройка заметно снижает аутентичность слободы, однако отдельные дома — например, здание на Татарской, 46 или Красную мечеть — увидеть определенно стоит.
Постовой дядя Коля был городской легендой. Его знал и любил весь Томск. 23 года он нёс службу в центре города, воспитывая нарушителей и следя за порядком на дороге. Есть даже легенда, что однажды дядя Коля остановил машину секретаря ЦК КПСС Егора Лигачёва — правда, что в итоге произошло, никто не знает.
На памятник постовому собрали более двух миллионов рублей силами горожан, и горожане же выбирали эскиз будущей композиции. Найти дядю Колю просто — он стоит около поста полиции на остановке «Театр юного зрителя», ровно на том месте, где нёс службу.
По центру лучше ездить на трамвае. Заодно можно увидеть не только парадную красоту, но и улицы, будто застрявшие в начале прошлого века.
Садитесь на трамвай №1 или №2а на площади Батенькова и езжайте по Советской мимо городского сада к старым корпусам политеха и бульвару на аллее Кирова. Старый центр не особо ухожен, но в этом есть своё очарование. От остановки «ТПУ» рукой подать до музея деревянного зодчества и до улицы Кузнецова, которая сама — музей деревянного зодчества под открытым небом.
На том же трамвае №1 можно поехать в другую сторону — по улице Розы Люксембург. Улица — запущенная и непопулярная у туристов, но богатая памятниками архитектуры вроде каменной синагоги.
Кстати, именно про этот трамвайный маршрут изначально шла речь в знаменитой песне, которую пела группа «Любэ» — «Трамвай-пятёрочка, вези в Черёмушки меня». В стихах томского поэта-песенника Михаила Андреева был «трамвай-однёрочка» (типично томское слово), а ехал он не в московские Черёмушки, а в томские Черемошники.
Ещё Михаил Андреев написал «Отчего так в России берёзы шумят», «Тополиный пух, жара, июль», «Потому что нельзя быть на свете красивой такой». И при этом никогда не пытался покинуть Томск.
Самый известный и карикатурный памятник города — «Антон Павлович в Томске глазами пьяного мужика, лежащего в канаве и не читавшего «Каштанку».
История ироничная: считается, что томичи так отомстили писателю, который нелестно отозвался о городе, прожив в нем всего одну неделю. Томск он назвал «грязным и нетрезвым», жителей — «прескучнейшими», женщин — «жесткими на ощупь». Город эту историю не забыл, и памятник авторства Леонтия Усова был установлен в честь 400-летия Томска. До сих пор люди делятся на два лагеря: одни считают, что это оскорбление, другие — что главная городская достопримечательность.
Потрите нос Чехову: есть мнение, что это приносит удачу — поэтому эта часть тела у писателя самая блестящая.
Место, откуда начинался город. В 1604 году по приглашению князя эуштинских татар Тояна казаки возвели здесь острог для защиты от воинственных соседей.
Подняться на гору можно от площади Ленина по улице Бакунина с сохранившейся брусчаткой. На горе находится Музей истории Томска и частично реконструированный острог с тыном. С башенки музея оттуда открывается потрясающий вид на город (и стоит пожарник Афанасий, не пугайтесь — это символ защиты Томска от пожаров).
Спускаться с горы лучше по другой улице — Октябрьскому взвозу, по пути полюбовавшись на Воскресенскую церковь, одно из старейших зданий Томска, построенное в стиле сибирского барокко.
Томск — столица не только студенчества и деревянного зодчества, но и странных памятников. Вот, например, памятник любовнику. Герой анекдотов висит в семейных трусах на окне здания Музея истории Томска, держась за перила.
Появилась скульптура еще в 2001 году и изначально располагалась на козырьке томского Облсофпрофа, но там провисела всего несколько дней — её сочли слишком фривольной. Несколько лет любовник скитался от балкона к балкону, пока не остался на окне музея. Есть у работников учреждения и своя традиция — каждый год они заботливо меняют памятнику штанишки. В 2016 году, например, сшили трусы цвета хаки.
Уютный парк чуть поодаль от современного центра города. Расположен вокруг одноименного водоёма.
Вода в Белом озере вплоть до XX века была чистой и считалась целебной. Сейчас её чистота — вопрос дискуссионный, но в озере водится рыба, а недавно вернулись утки.
Вокруг Белого озера приятно прогуляться, а после прогулки — обойти окрестности: на улицах Пушкина, Октябрьской, Белой, Кривой сохранилось много красивых деревянных и кирпичных домов.
Летом здесь катаются на катамаранах. А зимой озеро становится большим катком: кататься можно вплоть до конца марта. Есть прокат и киоски с горячими напитками и быстрой едой. Летом здесь катаются на катамаранах.
От площади Ленина до озера удобнее всего добраться по улице Бакунина (единственной сохранившей брусчатку) или по одному из взвозов — Октябрьскому или Кузнечному. Взвозы живописные, к тому же, в России осталось не так уж много городов, где улицы по-прежнему так называют.
В 2016 году в Томске запустили программу «Дом за рубль». Рубль — это стоимость аренды для инвесторов, обязавшихся реставрировать старинные деревянные дома. В программе — около трёх десятков домов. К концу 2019 года 3 из них уже полностью отремонтированы, около двадцати — в работе, остальные ждут хозяина. Защитники томского деревянного зодчества считают программу одной из самых больших удач в этой области.
Дом у Белого озера, в царское время бывший доходным, потом — чайной, а в советское время — общежитием, несколько лет назад сильно обгорел и после этого просто медленно разрушался, пока его не взялся спасать Александр Беликов, хозяин фабрики деревянных игрушек. Большую часть сгнившего дома пришлось восстанавливать с нуля, зато под полом нашёлся забытый огромный подвал.