В X–XIV веках на месте Алматы был город на Шёлковом пути, исчезнувший с его упадком. Повод праздновать тысячелетие. Но официальная дата рождения — 1854 год. Тогда Российская империя заложила здесь форт, из которого вырос городок Верный, после революции — Алма-Ата. В Великую Отечественную сюда эвакуировали людей и предприятия. Городок стал двухмиллионным мегаполисом, которому тесно в долине и после сдачи статуса столицы Астане.
Алматы — расчерченная сеткой кварталов наклонная плоскость. Проспект Райымбека делит её на Верхний и Нижний город. «Выше» и «ниже» — важные слова для ориентации в Алматы. В нетуристическом Нижнем городе — аэропорт и вокзал Алматы-1, много частного сектора, промзон и смога. В Верхнем — между проспектом Райымбека и площадью Республики — условный центр, туристические угодья. Но самое волшебное в Алматы — лёгкость телепортации из центра вверх, в горы.
Один из крупнейших и старейших музеев Центральной Азии (18 тыс. м²), самый посещаемый музей Казахстана и один из архитектурных символов современного Алматы. Построенное в 1980-х здание напоминает огромный персидский дворец с колоннами и роскошным парком.
Экспонаты — от скелета мамонта до оружия Великой Отечественной. Гордость музея — археологическое золото из курганов и могильников VIII–VI вв. до н.э.
Алматы — то место, где легко полюбить советский модернизм, архитектуру 1960–1980-х. Этот стиль здесь иногда называют «кунаевским»: руководитель Казахской ССР Динмухамед Кунаев заманивал сюда лучших молодых архитекторов и продвигал крутые проекты.
Многие примечательные здания этой эпохи в Алматы сочетают интернациональную модернистскую эстетику с национальными мотивами. Вот и в этом, совершенно самобытном здании, архитектор Александр Коржемпо встроил восточные мотивы в архитектуру 1980-х годов с даже уже не модернистской, а прямо-таки постмодернистской смелостью.
Фасад полностью остеклён: архитектору хотелось, чтобы в нём отражалось небо, и человек словно входил прямо в него. Однако доступные тогда материалы не дали полностью воплотить задуманное. Под крышей — «сталактиты», нависающие над фасадом, над входом — национальные орнаменты.
Ещё один примечательный образец алматинского советского модернизма — бывший Дворец имени Ленина. Сейчас в нём один из главных концертных залов Казахстана.
Здание похоже на парящий в воздухе шатёр. Однако в начале 2010-х годов дворец разделил судьбу многих алматинских памятников советской архитектуры: был реконструирован практически до неузнаваемости, лишился оригинального декора и обзавёлся синим тонированным стеклом и рекламным экраном.
От Дворца Республики на запад идёт одна из главных улиц Алматы — проспект Абая. А в другую сторону, на юго-восток, — канатная дорога на гору Кок-Тобе. Нам туда!
На Кок-Тобе можно подняться и по извилистой тропе пешком, и на машине, но самый простой вариант — на канатной дороге от Дворца Республики. Кабинки проплывают над старыми улицами — и через несколько минут вы оказываетесь на высоте 1130 метров над уровнем моря, дышите горным воздухом и смотрите на утопающий в зелени город и снежные пики Заилийского Алатау — днём, а море огней — вечером.
Ещё наверху есть детский городок, аттракционы, колесо обозрения, скалодром, мини-зоопарк с павлинами, несколько ресторанов и памятник The Beatles.
И над всем этим — одна из самых высоких телебашен в мире (371 метр). Башню достроили в 1984 году, но не предусмотрели системы экстренной эвакуации, из-за чего башня и её смотровая площадка недоступны для посетителей.
Первый небоскрёб города. Когда его строили в 1970-х, самое высокое здание Алматы было 9-этажным. 26-этажная гостиница и сейчас остаётся высотной доминантой центра. В сердцевине здания для сейсмоустойчивости — ядро жёсткости с лифтовыми шахтами и инженерными коммуникациями, вокруг ядра — номера. Короны в изначальном проекте не было — она появилась, чтобы замаскировать выходы шахт лифта.
Лучший вид на гостиницу «Казахстан» открывается через паровой фонтан. Если в вашей компании есть дети или инстаблогеры, они точно зависнут здесь на несколько часов, чтобы наиграться в прятки и гламурные фотосессии в красиво подсвеченном тумане. А в жару прохладный туман — лучшее убежище.
В уютном зелёном сквере на скамейку присел бронзовый Шамши Калдаяков — очень важная персона для казахстанской музыкальной культуры. В 1956 году 26-летний Калдаяков — после зооветеринарного техникума, службы в армии на Сахалине и неоконченного ташкентского музучилища — поступил в консерваторию в Алматы. И в тот же год написал песню «Менің Қазақстаным» («Мой Казахстан») на слова 21-летнего поэта Жумекена Нажимеденова. Песня тут же стала всенародно известной. В следующие годы Шамши Калдаяков станет автором многих других популярных до сих пор песен, основоположником казахской эстрадной музыки и «королём казахского вальса» (а консерваторию так и не окончит). С 2006 года «Менің Қазақстаным» — официальный гимн страны.
Отличный вариант для обеда в окрестностях гостиницы «Казахстан». В меню — плов, самса, бешбармак, манты и прочая восточная кухня, богатая чайная карта. И всё это — в интересном и уютном интерьере: повсюду традиционные казахские элементы, много текстиля, можно сидеть на топчане.
Торжественный неоклассический ансамбль Академии наук — настоящий город в городе — построен по проекту видного советского архитектора Алексея Щусева (его же работа, например, — мавзолей Ленина). Под крышей Академии, вместе с научно-исследовательскими институтами и Центральной научной библиотекой, работает пара интересных музеев.
Во-первых, музей природы. Рекомендуется фанатам палеонтологии: кроме чучел современной фауны Казахстана, там есть скелеты гигантского носорога, мамонта, трёхпалой лошади-гиппариона и копия скелета тарбозавра. Это бегавший в этих местах 70 миллионов лет назад десятиметровый ящер, братишка более популярного тираннозавра.
Во-вторых, музей редких книг: сотни редких изданий XVIII — первой половины XX века. Здесь, например, можно узнать, что с 1926 по 1940 год тюрко-татарские народности СССР, включая и казахов, пользовались единой письменной системой Яналиф — на основе латиницы. В 1940-е годы её сменила кириллица.
Культовый у местных фонтан, украшенный причудливыми скульптурами и мозаикой. Вечером включается подсветка.
На углу проспекта Назарбаева и Курмангазы стоит одноэтажный, но с башенкой домик купца Тита Головизина. Этот образец купеческого модерна построен в начале XX века неизвестным архитектором. В советское время в доме жили первые секретари ЦК Компартии Казахстана, включая Леонида Брежнева. Считается, что, став генсеком, Брежнев покровительствовал полюбившейся ему Алма-Ате.
Огромный — во всю стену — мурал создан в 2013 году в рамках фестиваля Artbatfest. Работа в стиле классика поп-арта Роя Лихтенштейна обыгрывает один из вариантов перевода советского названия «Алма-Ата» — «отец яблок».
Красные яблоки апорт — один из символов города. Вообще апорт — старый российский сорт, который не был ничем особо примечателен, пока его — в конце XIX века — не завезли в эти места. Климат и скрещивание с местными дикими сортами превратили яблоки апорт в огромных краснощёких красавцев.
За проспектом Абая начинается район, который называют Золотым квадратом. Здесь много зелени и красивой архитектуры.
Образец сталинского неоклассицизма с казахскими орнаментами построен в 1941 году. Во время Великой Отечественной сюда эвакуировали театральный и кинематографический цвет СССР. Тогда на этой сцене танцевала Галина Уланова (а ещё — преподавала в Алматинском хореографическом училище).
Сейчас в репертуаре как классика, так и балеты и оперы с национальным колоритом. Если вы пришли на спектакль, стоит заглянуть в музей театра с архивными фотографиями, костюмами и афишами — коллекция начинается с 1930-х годов.
В сердцах горожан этот фонтан занимает особое место. Он появился в 1972 году и уже для многих поколений это — место из детских воспоминаний, место встречи, свиданий и семейных прогулок. Особенно хорош фонтан в вечерней подсветке.
Живописная и уютная улица Тулебаева с зелёной аллеей посередине примечательна тем, что здесь жили многие известные люди — писатель Мухтар Ауэзов, первый секретарь ЦК Компартии Казахской ССР Динмухамед Кунаев, химик Ирдан Азербаев, певец Батырхан Шукенов — поэтому мемориальные доски тут практически на каждом доме. Раньше улица называлась Фонтанной, Сергиопольской, сейчас она носит имя казахстанского композитора Мукана Тулебаева.
В 2018 году посреди бульвара поставили весьма фотогеничный памятник Виктору Цою. Дело в том, что именно в Алматы снимался фильм «Игла», а его финальная сцена происходит именно здесь, на Тулебаева.
Музей-квартира Динмухамеда Кунаева, возглавлявшего советскую республику в 1960—1980-х. Именно при нём Казахстан отрастил мощную промышленность и экономику, а Алматы обрёл свой нынешний архитектурный облик. Квартира, в которой Кунаев провёл последние годы жизни, с его личными вещами, мебелью, книгами и так далее — это возможность узнать больше и о его личности, и об ушедшей эпохе. В отзывах хвалят энтузиазм и компетенцию экскурсоводов.
Небольшой парк, заложенный в XIX веке на месте кладбища и потому изначально названный «Старокладбищенским». Позже был «Пушкинским садом», парком павших борцов за свободу, парком им. Ленина, садом Губкомпарма — всего сменил шесть названий. Сейчас парк — одно из самых тихих, зелёных и ухоженных мест в городе. По его тенистым аллеям приятно погулять в жаркий день.
В центре — Вечный огонь и бюст Ивана Панфилова, командира легендарной 316-ой стрелковой дивизии, давшей название парку.
Также на территории парка находится Воскресенский кафедральный собор, музей казахских музыкальных инструментов, театр «ARTиШОК» и несколько ресторанов. Кварталы вокруг парка — исторический центр города, поэтому здесь сосредоточены старинные здания.
К концу XIX века городок Верный из военного укрепления превратился в живописный городок — но здания, которыми гордились его жители, уничтожило землетрясение 1887 года. После него строить стали уже с учётом сейсмичности — и преимущественно из дерева. Из дерева — голубой тянь-шаньской ели — построен и 54-метровый Вознесенский собор.
Храм в стиле эклектики с сильным влиянием неорусского стиля и отзвуком классического ампира воздвигли в 1904–1907 годах. Как и со многими дореволюционными памятниками Алматы, с авторством неясно. Считается, что московские архитекторы Сергей Тропаревский и Константин Борисоглебский создали изначальный проект, а гений места архитектор Андрей Зенков его доработал, руководил строительством и придумал много инженерных решений для сейсмоустойчивости. Его гибкая конструкция показала себя при мощном землетрясении 1911 года: колокольня качалась и гнулась, как вершина высокого дерева, но устояла.
У независимого современного театра «ARTиШОК» — две сцены в шаговой доступности друг от друга. Малая находится на улице Гоголя, а большая размещается в новом, визуально интересном само по себе здании в Парке имени 28 героев-панфиловцев. Содержание спектаклей соответствует названию: готовьтесь к острым темам и сильным эмоциям. Здесь «Гамлет» переносится в современный Казахстан и наполняется актуальным политическим содержанием. А среди самых обсуждаемых спектаклей — «Сто лет одиночества» по Маркесу, рассказанный не текстом, а через наделённые символическим значением предметы, объекты, свет, звуки, тела и музыку.
Музей народных музыкальных инструментов
Небольшой, но познавательный музей. Здесь можно увидеть и услышать домбры, кобызы, дангыры, сылдырмаки и прочие казахские инструменты. Музыке, которая играет у соседей (узбеков, киргизов, монголов) тоже уделено внимание. Музей местами интерактивный. Можно, например, поиграть в дирижёра, управляя виртуальным оркестром. В 2024 году среди посетителей музея оказалась Мэй Маск: модель, инфлюэнсер и мать Илона Маска, в Алматы выступала на женском форуме.
Сказочный теремок, в котором живёт музей, — тоже примечательный. Это один из главных архитектурных памятников, унаследованных Алматы от города Верного: офицерское собрание, построенное в 1908 году. Архитектор Андрей Зенков спроектировал его в популярном на рубеже веков псевдорусском стиле. А во время реконструкции 1979 года в резьбу здания добавили казахские мотивы: завитки «откизбе», древо жизни «агаш», стебель «узилмес».
Облик города Верного, будущего Алматы, в XIX веке определили архитекторы (точнее, инженеры) Андрей Зенков и Павел Гурдэ. Друг друга они, кажется, недолюбливали. Их соперничество продолжается: краеведы часто спорят, кто из них — автор того или иного здания. В том числе и этого образца деревянной эклектики и модерна, построенного на рубеже XIX–XX века для купца Исхака Габдулвалиева. Есть версия, что Зенков реконструировал здание, построенное Гурдэ. Зато доподлинно известно, что дамский магазин «Габдулвалиев и сыновья» в этом здании был одним из самых шикарных на этой улице, которая теперь называется Жибек Жолы (Шелковый путь), ну а тогда называлась Торговой. Примечательно, что назначение здания сохраняется — в нём до сих пор торгуют тканями.
Алматинский Арбат (пешеходная часть улицы Жибек Жолы) и пересекающая его улица Панфилова — самое красивое и живое место центра города, настоящее сердце Алматы. Здесь — магазины, кафе и фонтаны, уличные музыканты, художники и прочие артисты, и, конечно, гуляет весь город. Каждую осень здесь разворачивается книжный фестиваль KitapFest. Вдоль Арбата располагаются два крупных ТЦ — ЦУМ и Пассаж.
Если вы впервые в городе, загляните в информационный центр Visit Almaty на Панфилова. Здесь можно получить ответы на вопросы, взять карту или узнать, куда стоит сходить и чем заняться.
Популярная пешеходная улица, пересекающая Арбат. Несколько лет назад улицу реконструировали — заметно посвежели тротуары, сокращена проезжая часть, проложены велосипедные дорожки. По словам автора проекта реконструкции Романа Шнайдермана, его вдохновил бульвар Рамбла в Барселоне. Вероятно, речь идёт о массивных лавочках, изящных фонарях и больших клумбах — теперь они есть и здесь. Последний пункт программы — глобальное озеленение. Здесь много милых кофеен и прочих заведений, а зимой улицу украшают гирляндами.
Мурал с Гоголем в ретрофутуристическом стиле площадью более 50 м² нарисовал в 2018 году по заказу магазина «Меломан» по соседству художник Андрей Repas, известный деятель местного стрит-арта. Надпись Raise my Eyelids — это цитата из повести «Вий»: «Поднимите мне веки».
Советуем заглянуть и в сам «Меломан» — это огромный круглосуточный магазин книг, игр, комиксов и прочих медиа, стильной канцелярии и всяких гиковских штук. Здесь можно зависнуть надолго — с перерывами на вкусный кофе, который делают здесь же.
Завершить этот насыщенный день можно ужином в «Огоньке». «Огонёк» — тоже про особый стиль этого города. Интерьер с обилием дерева и тёплым светом вдохновлён всё тем же славным алматинским архитектурным модернизмом. В коктейлях островной виски встречается с мёдом из верблюжьей колючки, а джин — с содовой из копчёного курта, ну а подача — целый перфоманс. В придуманной петербургским шефом Русланом Закировым («Кузня») кухне акцент делается на мясо, рыбу и овощи на живом огне и гриле.