............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. ............................................................................. .............................................................................

Прогулка по центру: история Алматы в архитектуре за час

Весна — самое время гулять по городу. Совместим приятное с познавательным? Давайте прогуляемся по маршруту от Almaty Tourism Bureau с комментариями Анны Дегтяревой, соосновательницы @almaty.tourstudio, чтобы погрузиться в историю любимого города.
Храмдар / Соборлар / Шіркеулер
4237
Вознесенский собор наглядно воплощает главные архитектурные принципы, по которым город жил на рубеже XIX—XX века. Тогда, после разрушительного землетрясения 1887 года архитекторы думали прежде всего о сейсмоустойчивости — и строили почти исключительно из дерева. Вот и собор в стиле эклектики с сильным влиянием неорусского стиля построен из голубой тянь-шаньской ели. Построен в 1904—1907 году, а уже в 1911 году выдержал проверку сильным землетрясением. Колокольня качалась и гнулась, как высокое дерево в бурю, но устояла. Так придуманная архитектором Андреем Зенковым гибкая конструкция оправдала себя.
28 гвардия-панфиловшылар атын. саябақГоголь көшесі, 40вМедеу, Алматы

Ещё один пример деревянного зодчества начала ХХ века — дом офицерского собрания по проекту всё того же Андрея Зенкова. Сегодня в историческом здании работает Музей народных музыкальных инструментов имени Ыхласа.

Изначально офицерское собрание было выдержано в очень популярном тогда псевдорусском стиле. Национальными казахскими узорами его украсили во время реконструкции в 1970-х. Поднимите голову и присмотритесь к оформлению входной группы.

Часто рассказывают, что здание соединено подземным ходом с Вознесенским собором. Но это не так. Зато факт, что в Доме офицерского собрания был первый в городе кинозал!

Зенков көшесі, 24аМедеу, Алматы
Гоголь көшесі, 37Әкімшілік ғимарат
53

Переходим дорогу — и оказываемся возле еще одного здания эпохи деревянного зодчества. Верненское городское училище было построено в 1890 году — с особым вниманием к сейсмической безопасности. Это (скорее всего) проект архитектора Поля Гурдэ, выходца из Бургундии — и заклятого соперника Андрея Зенкова в городе в то время. Про авторство некоторых зданий (Бурдэ или Зенков?) краеведы до конца не уверены. Вот и про это здание — тоже. Зато точно известно, что здесь в свое время учился будущий советский военачальник Михаил Фрунзе. Сейчас в здании работает РГП «Казреставрация» Алматы.

Медеу, Алматы
Казахская Национальная Академия Искусств им. Т.Жургенова Министерства Культуры и информации РК
1310

В 1930-х годах в городе стали появляться первые 3-4-этажные здания. Одним из самых заметных среди них стал первый Дом правительства республики (сейчас — Академия искусств).

Это единственное здание нашего города, которое вошло в список 100 шедевров советского архитектурного авангарда. Впрочем, автор проекта, известный конструктивист Моисей Гинзбург остался недоволен. Во-первых, потому что считал, что здание должно быть белым (как, пожалуй, самая знаменитая постройка Гинзбурга — дом Наркомфина в Москве). Во-вторых, в проекте был внутренний дворик, а стены первого этажа должны были быть стеклянными и раздвижными. Это тоже не было реализовано.

Другая интересная, но невоплощенная идея — Дом правительства должен был работать в формате «одного окна», как нынешние Центры обслуживания населения. А в выходные, по замыслу авторов, он должен был работать как кинотеатр.

Панфилов көшесі, 127Алмалы, Алматы

По канонам сталинской архитектуры, храм науки должен был выглядеть, как дворец. Таким он и стал. А ещё это должен был быть «город в городе». Поэтому комплекс состоит из одиннадцати зданий, возведенных по проекту виднейшего советского архитектора Алексея Щусева (автор мавзолея Ленина, например).

Интересный факт: под Академией наук есть большое бомбоубежище.

Ну и, конечно, рассказывая об Академии наук, нельзя не вспомнить известного художника-монументалиста, дизайнера Владимир Твердохлебов. Фонтан «Зодиак» и мозаики внутри академии — это всё его работы.

Көшесі Шевченко, 28Пушкин көшесі, 125көшесі Құрманғазы, 29Қонаев көшесі, 144Медеу, Алматы
Университеттер
986

Конец 1940-х годов стал для Алматы временем расцвета сталинского ампира. Именно таким по форме и сути стало здание бывшей Высшей партийной школы (ВПШ), в котором сегодня располагается часть университета KIMEP. Внимательные сразу отметят, что два его «рукава», расположенные буквой «Г», имеют разную этажность — из-за рельефа. Через четверть века построят ещё один корпус, тот, что вдоль Абая, — и это уже совсем другая архитектура.

Абай даңғылы, 2Медеу, Алматы
Мәдениет үйлері / сарайлары
13876

Дальше сталинский неоклассицизм на нашем пути сменяется советским модернизмом. Во многом эти стили эстетически и этически противоположны. Если сталинская архитектура была обращена в прошлое, то пришедший после неё советский модернизм — в будущее (но помнил и авангардные идеи 1920-х). Его здания лаконичны, функциональны и часто буквально пытаются стать прозрачными — благодаря сплошному остеклению.

Образец совмода Дворец Республики долгие годы был не только самым значимым, но и самым красивым зданием города: парящий шатёр на фоне гор.

Из истории: дворец торопились сдать к 100-летию Ленина (в 1970 году). Боялись не успеть, поэтому по документам он проходил как «дом культуры “Казпотребсоюза”». Это было сделано, чтобы избежать волокиты и не утверждать все детали с центром — Москвой. В итоге архитекторы получили Ленинскую премию.

Правда, после реконструкции дворец уже не совсем тот: он лишился оригинального декора и обзавёлся тонированным стеклом с экраном.

Достық даңғылы, 56Медеу, Алматы
Қонақ үй
10336

Когда гостиница строилась, в 1973—1978 годах, самое высокое здание в городе было 9-этажным. 26 этажей — героический шаг в зоне 9-балльной сейсмичности.

Алматы с архитектурой эпохи совмода вообще повезло. Здесь этот стиль иногда называют «кунаевским». Дело в том, что руководитель Казахской ССР Динмухаммед Кунаев в этот период заманивал сюда лучших молодых архитекторов и продвигал крутые проекты.

С «Казахстаном» вышло так: как-то Кунаев жил в Будапеште в одноименной гостинице. Она была в форме бублика, а номера частично выходили во внутренний двор. Вскоре Кунаев дал задание архитекторам построить подобное. Первый проект был как под копирку. Но… По легенде, Кунаев, побывав на стройке, высказал пожелание, чтобы все номера были с видом на горы — и другие авторы разработали новый проект «Казахстана».

Знаменитой «короны» в проекте не было, она появилась позже, чтобы прикрыть торчащую шахту лифта. А заодно и сделала здание из модернистского постмодернистским.

Достық даңғылы, 52Медеу, Алматы
Вдали от Москвы архитектура советского модернизма часто обращалась к региональным культурам, заимствуя из них орнаменты и переосмысленные формы. Великолепный пример — застройка вокруг площади Республики. И Центральный музей, и совсем уж удивительное, почти постмодернистское «здание со сталактитами» Аппаратно-студийного комплекса. В АСК присутствуют и орнаменты, и влияние традиционной архитектуры, и невозможное и невообразимое в этой традиционной архитектуре сплошное остекление. Идея архитектора Александра Коржемпо состояла в том, что посетители здания будут словно входить в небо, отражающееся в фасаде. Но целиком воплотить идею не удалось — не нашлось материалов подходящего качества.
Желтоқсан көшесі, 185Бостандық, Алматы
Нұрлы-Тау жартылай функционалды орталығы
81
Ну а дальше начинается современная архитектура эпохи синего стекла, которая выстроилась на фоне гор вдоль проспекта Аль-Фараби. Например, «сияющие горы» огромного БЦ «Нурлы-Тау», пытающиеся вести диалог с горами настоящими. Как это регулярно случается с амбициозными проектами той эпохи — начала 2000-х — «Нурлы-Тау» часто поругивают и архитектурные эксперты, и простые горожане. Но острые вершины «Нурлы-Тау» на фоне гор так часто появляются в качестве иллюстрации к статьям, путеводителям и прочим материалам про Алматы, что многие люди уже представляют себе город по ним в первую очередь.
Алматы
🍪
Біз cookies қолданамыз толығырақ