Предлагаем по-новому взглянуть на 10 старинных зданий Алматы вместе с художницей Майей Колосовой. Выставку её картин City’s Face Almaty можно увидеть до 15 марта в культурном центре «Дом на Барибаева, 36», а фотографии работ, на которых изображены дома из этой подборке, есть в карточках объектов в 2ГИС. Узнайте истории интересных и важных для города зданий — и то, как их видит художница.
Материал опубликован в декабре 2024 года.
Здание построили в начале 1950-х годов для школы олимпийского резерва, а после обретения Казахстаном независимости здесь 25 лет работало посольство Республики Узбекистан. За это время на фасаде и в помещениях появились традиционные узбекские лепные орнаменты. Их решили сохранить, как и другие исторические детали: лаковый паркет, ставни на окнах и частично облупившуюся штукатурку.
Сегодня Дом на Барибаева — креативный хаб, в котором проводят лекции, творческие встречи, спектакли, выставки, социальные и образовательные проекты. Он стал примером того, как можно адаптировать историческое здание под нужды современной культуры, сделав его живым элементом городской среды.
Первый владелец этого здания в стиле модерн Григорий Шахворостов был одним из самых известных купцов Верного (так называли Алматы с 1867 по 1921 год). В 1880 году предприниматель основал Торговый дом «Шахворостов с сыновьями», который стал одним из крупнейших предприятий города и предлагал всё — от парфюма до сельскохозяйственных машин.
Здание 1890 года с изящным лепным декором успело побывать жилым домом (после революции — с коммунальными квартирами), детским садом, туберкулёзным диспансером. В советское время дом назывался Госрезиденцией №4: здесь жили политические деятели, включая первого секретаря компартии Казахстана Жумабая Шаяхметова и главы СССР Леонида Брежнева. После обретения Казахстаном независимости в здании работали консульства США, Франции и Кыргызстана, а сейчас дом арендуют частные компании.
Одно из немногих оставшихся исторических зданий в Алматы построено в 1894 году по проекту архитектора Павла Гурд. Другие исторические здания были потеряны из-за землетрясения 1887 года, часть разрушили июньские сели 1921 года, а большинство исторических построек снесли или перестроили.
Это образец классики так называемого верненского периода. Верный — название Алматы с 1867 по 1921 год. Изначально дом был резиденцией директора детского приюта, а затем в разных источниках здание называют по фамилиям жильцов (например, «дом вдовы полковника Сапожникова», «дом садовода Татаринова»). Это объясняют тем, что до прихода советской власти здесь сдавали комнаты — названия восходят к квартирантам и арендаторам. Затем его занимали разные учреждения здравоохранения.
С 1992 по 1999 год в здании работал Национальный олимпийский комитет Казахстана, а сейчас здесь Музей спортивной и олимпийской славы.
Это здание в стиле модерн с деревянным резным декором возвели в 1909 году по проекту архитектора Андрея Зенкова, которого называют основоположником сейсмостойкого строительства. Его шедевр, Софийский кафедральный собор, сложенный из дерева почти без использования крепежа, выдержал серьёзное землетрясение 1911 года и до сих пор украшает город.
Этот дом построили для купца Исхака Габдулвалиева, владевшего сетью торговых предприятий, включая магазин «И. Габдулвалиев с сыновьями». После революции здание национализировали и использовали для разных государственных нужд. До недавнего времени здесь работал бар «Чечил».
К сожалению, дом сильно пострадал во время пожара осенью 2024 года, но алматинцы не теряют надежду на его реставрацию.
Редкий для Алматы пример деревянного зодчества с элементами модерна. Любопытно, что во многих источниках этот дом называют псевдокирпичным. Действительно, из кирпича сложен лишь цокольный этаж, а бревенчатые стены оштукатурены так, что дом мимикрирует под каменный. Такой стиль был характерен для массового недорогого строительства.
Сначала здание было известно как дом купца Радченко, главы компании по продаже железно-скобяных товаров «Николай Радченко и сыновья». Его доходы были не так велики, и в 1910 году дом стал собственностью городской думы и телеграфом. Так было до 1934 года, когда построили алматинский главпочтамт. Затем здание то и дело меняло свою функцию: здесь были квартиры, посольство Пакистана и детский сад. Сегодня бывший телеграф всё ещё служит детям: здесь работает кабинет психолого-педагогической коррекции.
Здание построили в 1947 году как пассажирский терминал. Яркий архитектурный стиль сталинской эпохи сочетал монументальность и декоративность. Аэропорт украшали витражи, карнизы с орнаментом, стрельчатая входная арка, ажурный парапет и башня со шпилем.
В 1987 году здание пережило пожар. Его отреставрировали и в 2010 году даже включили в список памятников истории и культуры местного значения. Однако в том же году во время модернизации аэропорта терминал разобрали и возвели на 470 метров южнее. При переносе постарались сохранить все ключевые архитектурные элементы. Сегодня здесь VIP-терминал и площадка для прилета частных джетов. На втором этаже планируют создать экспозицию, посвященную истории здания.
Здание построили в 1937 году для Наркомата совхозов. Оно входит в архитектурный ансамбль трёх зданий. Это наркоматы совхозов, здравоохранения и пищевой промышленности. Ансамбль спроектировали в едином классическом стиле и возводили с 1935 по 1938 год. В центре парадного двора бывшего здания Наркомата совхозов в 1947 году установили бюст героя Второй мировой войны Сергея Луганского.
Архитектурно здание отличается использованием антисейсмических поясов — железобетонной обвязки стен, которая соединяет их в единую конструкцию. А ещё примечательно, что ансамбль Наркоматов — это первые в Алматы советские здания не в стиле конструктивизма, а в величественном сталинском ампире.
Сегодня в здании офисы.
Здание построили в 1950 году для нужд работников Турксибской железной дороги. Это редкий образец так называемого национального стиля: архитектор Михаил Кудрявцев объединил классические формы и элементы традиционных казахских орнаментов. Фасад получился нарядным и запоминающимся. Ш-образная планировка здания позволила создать внутренние дворики и обеспечить хорошую циркуляцию воздуха.
Особое внимание архитектор уделил декору: окна с декоративными рамами гармонично вписываются в общий стиль, а колонны и фасадные элементы создают ощущение монументальности постройки.
В начале 2000-х в здании работал Казахстанский медицинский институт, а сегодня оно, к сожалению, пустует.
Одно из знаковых зданий Алматы построено в 1955 году в стиле неоклассицизм. Строгие фасады с симметричными формами и монументальными деталями выглядят торжественно. Интерьеры украшали витражи и лепнина.
Внутри был просторный и функциональный зал с двумя зрительскими залами, где не только показывали фильмы, но и проводили массовые мероприятия. Например, театральные постановки и концерты. В кинотеатре установили оборудование для показа стереофильмов, то есть с 3D-технологиями. Он стал пятым подобным кинотеатром в СССР. Первый показ стереофильма состоялся в 1964 году.
После реконструкции в 2008 году здание утратило первоначальную функцию, но сохранило архитектурную ценность и продолжает быть важной частью городской застройки. Сегодня здесь бары, магазины и офисы.
Дом директора Верненской мужской гимназии был построен в 1904 году, вероятно, по проекту архитектора Поля Гурдэ или Андрея Зенкова. Стены одноэтажного здания на высоком кирпичном цоколе сложены из тяньшанской ели и украшены резным карнизом. Стиль дома отражает типичную для начала XX века застройку центральной части города, для которой было характерно внимание к деталям. Здание входило в комплекс гимназического городка.
Примечательно, что несмотря на название, имя и фамилия директора верненской гимназии затерялось. В советское время в доме жил учёный, заместитель председателя Казахского отделения академии наук Санжар Асфендияров. В 1938 году его репрессировали — на стене здания есть мемориальная доска. Сегодня имя учёного носит один из главных медицинских вузов Казахстана.
После обретения Казахстаном независимости в бывшем доме директора гимназии открыли консульство Турции, которое работает и сегодня.