Родина рэпера Скриптонита — уютный, компактный и чистый город, с жаркими летами, суровыми зимами и необычным для Казахстана транспортом — трамваями. Главным стимулом развития Павлодара стало освоение целины в 1960-е поэтому большая часть застройки — панельки второй половины ХХ века и частный сектор. Но здесь есть и исторический центр с купеческими особняками конца XIX – начала ХХ века. А среди самых интересных новейших зданий — огромная мечеть в форме шатра или сердца. Главное место для прогулок — просторная набережная Иртыша. На природу можно съездить в Баянаульский национальный парк (220 км от города) и на многочисленные солёные озёра Павлодарской области.
Подборка главных достопримечательностей Павлодара подготовлена с помощью Агента 2ГИС блогера Eggo Tm.
Городская доминанта — мечеть имени Машхура Жусупа с 63-метровыми минаретами. Построена в начале XXI века. Это нетрадиционное здание в современном стиле с национальным колоритом считается одной из самых красивых мечетей Казахстана. Внутри — под хрустальной люстрой с почти полутысячей лампочек — могут разместиться полторы тысячи верующих.
Алматинский архитектор Толеген Абильда долго выбирал для своего детища облицовочный кирпич, забраковал кучу вариантов — и в итоге выбрал кирпич из Красноярска. Обратите внимание, как меняется цвет кирпича в зависимости от освещения и времени года: летом он нежный, зимой — насыщенный и тёплый.
Огромный Благовещенский собор строили все 1990-е годы, достроили в 1999 году, а в 2002 году присвоили статус памятника истории и культуры.
Проект вдохновлён одним из соборов московского Кремля. В Москве (и Подмосковье) для собора заказывали колокола и утварь.
Одновременно с открытием собора заложили прилегающий к нему небольшой симпатичный сквер (под названием «Сквер III тысячелетия») с детской площадкой.
Огромное граффити во всю глухую торцевую стену жилой пятиэтажки. Автор Паша Кас — художник из Алматы, известный тем, что в своём стрит-арте поднимает острые вопросы и критикует общество и власти за лицемерие и равнодушие.
Птицерыб-мутант в противогазе, нарисованный Касом и помощниками в центре города за одну ночь — высказывание на тему местных проблем с экологией. Работа сделана по мотивам уже существующего маленького граффити неизвестного начинающего художника (чего Кас не скрывает). Первоисточник можно найти между ТД «Экспресс» и гостиницей «Казахстан».
Купец Артемий Деров начал карьеру с приказчика (должность вроде менеджера низшего звена), а к 30 годам стал миллионером, меценатом, владельцем заводов и городским головой Павлодара. Именно он начал разрабатывать знаменитый Экибастузский угольный бассейн.
Торговый дом Дерова построен в 1896 году и к началу ХХ века был самым роскошным зданием в городе. На крыше Деров построил башню, чтобы следить, как по реке плывут его суда. В советское время её снесли, но в 2012 году восстановили.
С 1942 года здание занимает Краеведческий музей. В 2012 году музей обновили, сделав инсталляции более современными. Среди экспонатов — палеонтологические и археологические находки, предметы культуры и быта от первобытных времён до новой истории. Здесь есть скелеты мамонта, большерогого оленя и гиппариона (что-то вроде маленькой лошадки с тремя пальцами на ногах). Гиппарион — гордость музея, его порывались увезти в Астану, но Павлодар не отдал.
«Гусиный перелёт» — уникальное в масштабах планеты место. Здесь в 1928 году обнаружили самое крупное в мире захоронение животных неогенового периода (2,5–23 млн лет назад). При раскопках здесь найдены тысячи костей более 60 видов животных, населявших эти места миллионы лет назад: от грызунов до саблезубых тигров. Захоронение не исчерпано: на глубине в несколько метров по-прежнему лежат останки древних животных.
Долгое время это был просто пустырь на берегу Иртыша, который павлодарцы мечтали превратить в палеонтологический музей. В последнее время территорию облагородили, огородили, поставили информационный щит.
Посмотреть на находки из «Гусиного перелёта» можно в Краеведческом музее. А почитать о них — в книжке открывшего «Гусиный перелёт» учёного Юрия Орлова «В мире диких животных».